Меню Закрыть

1 ИЮНЯ — ДЕНЬ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ

1 июня 2013 года  Военно-транспортная авиация России отмечает 82-ю годовщину своего создания.

В период между двумя мировыми войнами Советский Союз первым в мире создает Воздушно-десантные войска, отрабатывает на крупных учениях и маневрах теорию и практику применения воздушных десантов и авиации для их доставки в глубокий тыл противника. Воздушно-десантные войска, продемонстрировали высокий боевой потенциал и эффективность на крупных учениях, маневрах, в локальных войнах и конфликтах предвоенного периода.

В эти же годы одновременно получают развитие вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях.

2 августа 1930 года на учениях под Воронежем по инициативе начальника ВВС КА командарма 2-го ранга Петра Ионовича Баранова впервые было продемонстрировано десантирование группы летно-технического состава 11 авиабригады ВВС МВО под руководством и при участии старшего летчика Леонида Григорьевича Минова.

Тяжелый бомбардировщик ТБ-1

Самолет-разведчик Р-5

В Ленинградском военном округе, на основании директивы штаба РККА № 1013295 был создан первый опытный воздушно-десантный отряд в составе тяжелой бомбардировочной эскадрильи из 12-ти самолетов ТБ-1 и корпусного авиаотряда из десяти самолетов-разведчиков Р-5. Его командиром стал Евгений Дмитриевич Лукин. Дата завершения формирования отряда 1 июня 1931 года утверждена как День создания военно-транспортной авиации.

Изначально выброска десанта составляла главную боевую задачу для военно-транспортной авиации, наряду с этим одновременно отрабатывались вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях. ВТА неоднократно доказывало свою значительную роль при ликвидации последствий экологических и техногенных катастроф.

Появление Военно-транспортной авиации родило новые идеи стратегии и тактики ведения боевых действий. Среди них – идея десантирования, впервые осуществленные нашими авиаторами –транспортниками.

Изначально выброска десанта составляла главную боевую задачу для военно-транспортной авиации, наряду с этим одновременно отрабатывались вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях. И отрабатывая ее, авиаторы проявляли мужество, мастерство и преданность Отчизне.

Еще до начала Великой отечественной войны, Военно-транспортной авиации, кроме выброски и высадки десанта, были определены другие задачи:

• переброска войск на большие расстояния;

• транспортировка боевых грузов для войск, действующих в тылу противника;

• эвакуация населения и раненых

В грозные годы Великой Отечественной войны Военно-транспортная авиация выполняла все эти задачи с честью, мужественно и обстоятельно.

О роли авиации, как воздушного транспорта в годы Великой Отечественной войны свидетельствует тот факт, что для выполнения транспортно-десантных задач было выполнено более 1,7 миллионов самолето-вылетов, что составляет свыше 31 % от общего количества самолето-вылетов всей авиации.

Транспортная авиация в определенных условиях являлась единственным средством обеспечения жизнедеятельности в осажденных и блокированных городах, поддержания боеспособности находящихся в них войск.

За мужество и героизм проявленные в суровые годы Великой Отечественной войны, десятки военнослужащих ВТА стали Героями Советского Союза, многие были награждены боевыми орденами и медалями, отличившиеся части и соединения преобразованы в гвардейские и награждены боевыми орденами. Полки и дивизии получили почетные наименования. В послевоенные годы прославленные части и соединения составили основу ВТА.

Ил-76МД

После распада Советского Союза часть сил ВТА, базирующихся на территории Украины, Беларуси, Узбекистана по межправительственному соглашению перешла под их юрисдикцию. На территории бывших союзных республик осталось около 200 самолетов, причем большая часть из них – это Ил-76 новых модификации.

Некоторые части ВТА были передислоцированы. Резко сократились расходы на оборону. Военно-транспортная авиация лишилась одной трети самолетного парка и наиболее подготовленной для базирования военно-транспортных авиационных полков инфраструктуры. На территории бывших союзных республик остались такие развитые аэродромы, как Паневежис, Тарту, Шяуляй, Кривой Рог, Запорожье, Мелитополь, Арциз, Джанкой, Фергана и другие.

Кроме того, разрыв надежных экономических связей с заводами авиационной промышленности, находящимися в новых суверенных государствах, кризис в политической и экономической жизни России, ограниченное финансирование Вооруженных Сил негативно отражался на общем потенциале Военно-транспортной авиации.

Сегодня мы имеем необходимое количество самолетов. Опыт применения ВТА показывает, что России с ее огромной территорией, наличием труднодоступных районов Севера и Дальнего Востока невозможно успешно развиваться без мощной транспортной авиации. А в гражданской авиации самолетов, подобных самолетам ВТА, мало. Поэтому сегодня, важно сохранить то, что было создано в прошлые годы ценой немалых усилий.

ВТА сегодня живет, работает, решает любые задачи, в том числе и гражданской авиации. Залогом этого являются:

— мобильность ВТА;

— мастерство ее экипажей, способность летать в любых климатических и географических условиях;

— постоянная боевая готовность.

ВТА превратилась сегодня в универсальный авиационный комплекс, охватывающий сферой своей деятельности огромные пространства в различных широтах и регионах.

К одной из постоянных задач ВТА, относится перевозка молодого пополнения к местам прохождения службы.
В настоящее время с полным основанием можно утверждать, что ВТА — это высокоманевренное средство Верховного Главного Командования, применяемое в интересах всех видов Вооруженных Сил РФ и прежде всего на континентальных театрах военных действий. Кроме того, по решениям правительства страны, ВТА все чаще привлекается для выполнения различных специальных задач. Необходимость сильной, боеспособной ВТА для России даже в мирное время очевидна. ВТА играет важнейшую роль, в качестве оперативно-тактического перевозчика боевой техники, грузов и войск для обеспечения боевой готовности и жизнедеятельности ВС РФ.

И все-таки главное достояние ВТА – это люди: летчики, штурманы, инженерно-технический состав, специалисты тыла и связи. Это единый коллектив специалистов, благодаря которым бесперебойно вращаются турбины и воздушные винты могучих машин, обеспечивается их надежное управление, связь, безопасность полетов, создается целый комплекс качеств, необходимых для выполнения боевых задач. И в эти сложные и трудные дни, только благодаря крепкому сплоченному коллективу, личной профессиональной выучке летчикам ВТА по плечу любые задания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *